Панагия


Панагия
     Это один из атрибутов архиерейского облачения, представляет собой небольшую иконку, крест, которые носятся на груди. Встречаются также названия: панагиар, энколпион, воротная икона, наперсник. Обычно, для изготовления этого аксессуара используется золото, серебро, кость, дерево, поделочные и драгоценные камни, а также эмали. С течением времени первоначальный образ этого атрибута претерпел значительные изменения. Несколько столетий назад в панагиаре всегда делалась небольшая емкость, предназначавшаяся для ношения святыни. Отличительно то, что в практике Греческой и Русской Православной Церкви применялись наперсники в виде крестов.
     Мы можем встретить описание энкополиона в творениях, жившего в XV столетии, святого Симеона, архиепископа Солунского. А в XVII веке в трудах писателя Иакова Герра говорится, что в Греции епископу при посвящении вручался драгоценный крест, содержащий частицы мощей святых.
    На Руси чаще всего можно было встретить воротную икону прямоугольной формы в виде ковчежца. Постепенно форма изменялась и стала округлой. На протяжении XV–XVI веков довольно широко применялись овальной формы панагии, состоящие из двух створок, со священными изображениями как с наружной стороны, так и с внутренней. Одновременно, вплоть до XVIII века, панагия и наперсный крест, именуемый также как энколпион, имели равное по значению употребление. Все изменилось с той поры, как вышел указ императрицы Елисаветы Петровны, датируемый 1741–1742 годами, по которому наперсные кресты разрешено было носить также и архимандритам. После этих изменений епископы начали возлагать на себя панагии по преимуществу. Теперь эти атрибуты были украшены различными образами, как то: икона Спасителя, Пресвятой Богородицы, ликами святых, различными особенно значимыми сюжетами Священной истории (например, Воскресение или Вознесение Христово, Распятие и др.).
      Для чего нужна панагия? Конечно, первоочередное духовное значение воротной иконы – это напоминание о нашем Спасителе, по благодати Которого Церковь живет и совершаются таинства, и архиерей во время богослужения является прообразом Спасителя. Либо это напоминание о Пресвятой Богородице, Божьих угодниках – заступниках за Церкви земное колено перед Господом.
     Драгоценные камни в украшении архиерейской панагии служат напоминанием каменьях – символах двенадцати колен Израиля, и которые были в украшении облачения ветхозаветного первосвященника. Также, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, из этих камней будут сделаны стены Иерусалима Небесного. А камни это такие: яспис (яшма), сапфир, халцедон, смарагд (изумруд), сардоникс (агат), сардис, хризолит, бериллий, топаз, хризотопаз, лигирий(гиацинт), аметист.
Однако стоит отметить и символический смысл цепи, на которой носят панагию. Она состоит из довольно крупных и плоских звеньев с перемычкой, от которой конец цепи спускается на спину. Для ношения наперсного креста используют подобную цепь. Аналогично архиерейскому омофору, и епитрахили священника, такая форма цепи для ношения атрибутов облачения напоминает нам о «заблудшей овце», которую Пастырь Добрый берет на рамена и ведет к спасению.
   
    Существуют также наградные панагии, подобно наперсному кресту у священников. В былые времена архиереям их, с украшениями, жаловал Государь Российской империи, на оборотной стороне которых, как правило, располагался портрет Императора, изготовленный в технике горячей эмали. Особенными были награды для тех, кто отличился в служении Отечеству своему на поле брани. Эти епископы награждались панагиями на георгиевской ленте. Так, в 1915 года, такой награды удостоен был преосвященный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Простым полковым священником владыка Трифон отправился на фрон во время Первой мировой войны, и духовно окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Наставляя и укрепляя воинов, находясь на передовой, владыка не оставил своего служения даже после того, как был контужен, в результате чего на одном глазу лишился зрения. За его мужество и самоотверженность государем Николаем Александровичем Преосвященному Трифону была пожалована панагия на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.
Панагия - исторические сведения
   До наших дней, из исторических образцов, дошли древние образцы атрибутики, принадлежавшие патриархам Русской Православной Церкви. Например, принадлежавшая патриарху Филарету Никитичу, отцу Михаила Феодоровича – первого Государя из рода Романовых. Образ Пресвятой Богородицы, так называемой «Оранты», вырезан на коричневом агате. А по золотому обрамлению располагаются две нити из крупного жемчуга белого цвета, который являет собой символ святости и чистоты, а также яхонты голубого цвета, Богородичного, который также символизирует непорочность и небесную чистоту. На ее обороте представляется взору искусно вырезанный образ Крещения Господня (Богоявления).
     Панагия Патриарха Московского, святителя Иова, которая ныне утеряна и не известна её судьба, представляла собой уникальный образец работы древнерусских церковных мастеров. Изготовлена она была из цельного куска сандалового дерева, на котором был вырезан образ Божией Матери. Обрамление из червонного золота и по этому окладу располагались крупные каменья: рубины, сапфиры, жемчуга. По свидетельству историков, император Петр I снял святыню с мощей святителя Иова с намерением продать её, чтобы выручить деньги для ведения тогда войны со Швецией. Хоть до этого и не дошло, однако реликвия не была возвращена на место, из которого Петр её взял. Оказалась она в Запасниках Грановитой палаты, после чего, в годы революции 1917 года, была похищена. С того времени панагия сменила несколько владельцев, и в 1988 году последний из них передал реликвию в один из храмов тверской епархии неподалеку города Старицы, откуда, кстати сказать происходил святитель Иов. И вновь она была похищена, поле чего ее след теряется.
    В древности для изготовления панагий чаще других применялась техника рельефной резьбы по дереву, по камню, часто встречалась гравюра по драгоценным металлам. В так называемый синодальный период распространение получили образцы созданные мастерами эмальерами. А драгоценные каменья для украшения скорее подбирались по модным веяниям искусства тех времен, нежели по символике и значению, которые они несут. Например, в 18 столетии в моде был контраст цветов, и она могла быть украшена изумрудами, рубинами, сапфирами. На стыке 18 -19 веков, в эпоху классицизма, ее украшали в основном бриллиантами. А на протяжении 19 века мастера-ювелиры, при изготовлении атрибутики для священнослужителей, предпочитали выбирать каменья светлых и нежных тонов. Сегодня мастера в своей работе могут использовать самые разнообразные техники и приемы, как современные, так и стиль модерн, относящийся к периоду XIX века. На торжественном богослужении можно встретить например искусно изготовленные ювелирами по давним византийским или древнерусским образцам, либо лучшие образцы современного искусства.
Панагия - церковные трактовки и значения.

(C) st-starina.ru